Задать вопрос
Будем рады ответить на ваши вопросы
30.04.2020

Защищают или ущемляют права граждан в период действия самоизоляции вводя цифровые пропуска? Разберемся в этом вопросе.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в веден режим повышенной готовности на всей территории РФ и как следствие введена такая ограничительная мера как «режим самоизоляции».

Юридического термина «самоизоляция» - нет. Это дело добровольное, рекомендательное, которое не может быть навязано гражданину.

При этом легальное понятие «режима самоизоляции», в законодательстве отсутствует. Самоизоляция это дело добровольное, носит рекомендательный характер и не может быть навязано гражданину.

Статьей 27 Конституции РФ гарантированно право каждому кто законно находиться на территории РФ на свободное передвижение. Право это абсолютно и каждый имеет право выйти из дома и направиться туда, куда ему необходимо и проводить свое время в тех местах где он находиться столько, сколько он посчитает нужным. Данное право подкрепляется статьей 23, которая гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. А значит, граждане не обязаны докладывать о целях своего передвижения, в противном случае их право на личную тайну будет нарушено. И тем более они не обязаны передавать свои личные данные для получения пропуска. Ни по SMS, ни посредством сайта, ни по телефону. Это гарантируется статьей 24 Конституции, которая предусматривает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Статьями 55, 56 Конституции РФ предусмотрено что права и свободы людей могут быть ограничены только федеральным законом или федеральным конституционным законом в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя с указанием пределов и срока их действия.

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, на основании которого в регионах установлены режимы повышенной готовности, не допускает введения мер, ограничивающих права и свободы граждан (п. «д» ч. 10 статья 4). При режиме повышенной готовности возможно ограничение въезда людей и транспортных средств на территорию, где имеется угроза чрезвычайной ситуации, или в зону самой ЧС. Но въезд на территорию и перемещение по ней — разные понятия. Это означает, что даже п. «а» ч. 10 ст. 4 ФЗ-68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не позволяет ограничить граждан в передвижении.

Надо принять во внимание то, что Конституция РФ и федеральные законы РФ имеют верховенство на всей территории страны (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ), а подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы (тем более федеральные). А раз ограничения передвижения не допускает федеральный закон, то и подзаконные акты (коими являются указы, постановления и распоряжения региональных органов власти о введении режима повышенной готовности) не имеют на это права.

В настоящее время государством вводится система электронных пропусков. Самая главной задачей электронных пропусков заключается в том, что государство узнает откуда, куда и с какой целью перемещаетесь человек. Помимо того, что данная система идет в разрез со ст. 23 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. А значит, граждане не обязаны докладывать о целях своего передвижения, в противном случае их право на личную тайну будет нарушено. И тем более они не обязаны передавать свои личные данные для получения пропуска. Ни по SMS, ни посредством сайта, ни по телефону. Это гарантируется статьей 24 Конституции, которая предусматривает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, системой электронных пропусков является очень опасной для граждан, потому что любой полицейский, который будет проверять эти данные со своего смартфона, может сохранять их у себя и эти данные могут попасть третьим лицам и использоваться в противозаконных действиях. Это никак нельзя контролировать и в дальнейшем нельзя будет проверить, удалены ли данные, которые были получены для цифровой системы пропусков.

Эта система разработана в очень сжатые сроки и сделать качественный продукт на такое количество пользователей невозможно.

Подводя итоги с точки зрения юриспруденции, ограничить передвижение граждан непосредственно, а также через введение пропускного режима на территории РФ, не нарушив статьи 27, 23 и 24 Конституции РФ, невозможно. Однако в нашей стране, если кому-то очень хочется, то можно.

DSC_0556(9).jpg

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку