Задать вопрос
Буду рад ответить на ваши вопросы
25.10.2017

Новые антитеррористические требования в торговле.

v2-airport-security.jpg 

Разговор пойдет о новом документе, связанным с антитеррористической деятельностью, а именно о Постановлении Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»

Лозунги

Торговым центрам и рынкам будут присвоены категории в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности. Антитеррористическая защищенность торговых объектов и территорий должна будет соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения, а также должна обеспечивать эффективность использования сил и средств, задействованных в обеспечении их безопасности.

Причины

Причинами принятия нормативного акта, по всей видимости, стала волна, прокатившихся по стране звонков о ложных минированиях торговых центров.

Подробнее

Попробуем с практической точки зрения для владельцев бизнеса, связанного с торговлей, разобраться, о чем документ и какие будут дополнительные траты.

Согласно документа, перечень торговых объектов, подпадающих под действие постановления формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На деле же к торговым объектам планируют относить все ТЦ, супермаркеты, молы, рынки, ярмарки, даже магазины шаговой доступности. Правда, у многих крупных ТРЦ возникает коллизия в нормативном регулировании, так как они могут признаваться ещё и местом массового пребывания людей. Но защищаться по полной программе придётся не всем, для каждого торгового объекта предусмотрят категорию.

Самое спорное – это ответственность. Так вот, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов и территорий возлагается теперь на юридических и физических лиц, владеющих ими на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на должностных лиц (руководителей).

Теперь правоохранители вмешиваться в деятельность бизнеса будут (в составе комиссий по категорированию), а вот нести ответственность – нет. Ответственность только на собственнике.

Обязанности без прав – это тренд последних лет в законодательстве.

Теперь о категориях. Категорирование торговых объектов и территорий с их экономической и социальной деятельностью никак не связано, а связано с уровнем террористической преступности в субъекте РФ, деятельностью правоохранительных органов и криминальным умыслом злодеев. При желании классифицировать по высшей первой категории можно многие торговые объекты. А самое главное – какой от этого практический смысл, если любой злоумышленник может совершить в любом месте одиночный теракт рядом с незащищённой целью?

Теперь о паспорте безопасности. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации. С учетом нашей бюрократии, паспорт безопасности торгового объекта (территории) устареет одновременно с его утверждением. Но самое главное его конфиденциальность – фикция. Он подписывается руководителем коммерческой организации, который за всю свою жизнь не видел ни одного секретного документа, как и многие его сотрудники, которые будут участвовать в его создании. Составляется такой паспорт для бюрократии, чтобы получить подпись руководителя торгового объекта и, в случае выявления нарушения требований, привлечь его – руководителя – к ответственности. Получается, что руководитель торгового центра должен косвенно отвечать за состояние террористической преступности в субъекте.

Всеобъемлющая антитеррористическая паспортизация, последовательно развиваемая антитеррористической бюрократией, возможно, очень скоро доберется до каждого кухонного ножа. Современный терроризм не стоит на месте, а развивается. К примеру, как это было во Франции, не обязательно взрывать бомбу для большого количества жертв, можно воспользоваться грузовиком. Наше государство вместо того, чтобы строить новые высокотехнологичные центры по мониторингу ситуации, как АНБ в США, перекладывает свои обязанности на сотовых операторов, интернет провайдеров, а теперь и торговлю.

Антитеррористическая защищенность торгового объекта обеспечивается путем определения и устранения причин и условий, способствующих совершению террористического акта на торговом объекте. Беда в том, что моменты способствующие теракту (свободный проход, например), одновременно способствуют и развитию торговли. Ну согласитесь, странно, когда меры безопасности в булочной, как в аэропорту.

Кроме того, в пункте 37 документа указано, что при обнаружении угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта или совершении террористического акта, руководитель объекта незамедлительно информирует об этом:

1.     ФСБ
2.     МВД
3.     Росгвардию
4.     МЧС
5.     Правообладателя торгового объекта (территории),
6.     Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации
7.     Администрацию муниципального образования.

Этот список написан через запятую, без союза «или». А почему нельзя просто «02» или «112» позвонить? Недавно, как раз один брянский депутат писал о том, как позвонил «112» и ждал полицию 2 часа из-за того, что куча служб не может наладить нормальное взаимодействие.

1459502426_ui-5229a3b8e607f4.36506079.png 

Что же мы имеем в сухом остатке?

Очевидно, что никакие барьеры не могут спасти от реальных угроз терроризма. Любой барьер и укрепление в торговых объектах одновременно с антитеррористической защищенностью создаёт и антимаркетинговые препятствия. Необходимо расширять меры мониторинга за физическими лицами, а не за зданиями и территориями.

Сетевые террористические угрозы не связаны с определенными территориями, они связаны с лицами, коммуникациями и социальными ценностями. Физическим лицам свойственна мобильность.

Анализ данного документа привел к следующему выводу. Бизнес будет тратить деньги на меры безопасности, но эффект от них никем не гарантирован. Если ежедневно по ложным доносам эвакуировать персонал и посетителей торговых объектов, то не будет торговли, не будет и экономики. При этом цели террористов будут достигнуты, а именно: паника и экономический ущерб.

В целом возникло ощущение, что просто взяли приказ по категорированию ведомственных объектов и полностью скопировали на торговые. Проблема в том, что в рыночной экономике террористам уже не так интересно количество жертв, как размер ущерба в денежном выражении. А при нынешних планах по категорированию это никак не будет учтено. 

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку