Задать вопрос
Буду рад ответить на ваши вопросы
19.06.2017

ПОРЧА ТОВАРА В МАГАЗИНЕ

b2ap3_thumbnail_razbil-tovar-a-magazine-chto-delat.jpg

Вы случайно разбили вазу. Кто несет ответственность (продавец или покупатель)?

Основные статьи по теме:

ст. 211 ГК РФ. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

ст.495 ГК РФ. Кроме того, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за порчу товара (риск случайной гибели) ПЕРЕХОДИТ С ПРОДАВЦА НА ПОКУПАТЕЛЯ только с того момента, КОГДА в соответствии с законом или договором ТОВАР ПЕРЕДАН ПОКУПАТЕЛЮ.

ст. 1064 ГК РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В данном случае следует руководствоваться гражданским кодексом, а не ФЗ "О защите прав потребителей".

Упомянутые статьи означают, что ответственность за товар переходит на вас с момента, когда вы получили товар после его продажи вам.

При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. ФОРМОЙ ДОГОВОРА в данном случае является ЧЕК (или иной документ, подтверждающий факт оплаты). Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Но после того как оплаченный товар оказывается в руках покупателя, он становится его собственностью.

Однако, согласно ст. 1064 ГК РФ ПОКУПАТЕЛЬ БУДЕТ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ при причинении вреда, если не докажет, что вред причинен не по его вине. В гражданском праве это называется "презумпция виновности". Данная ответственность носит название ДЕЛИКТНОЙ (внедогооворной). Это один из видов гражданско-правовой ответственности, возникающей в связи с причинением вреда в результате гражданского правонарушения (деликта) и заключающейся в наиболее полном возмещении причиненного вреда.

В СЛУЧАЕ, если товар был размещен неудобно и в результате этого был поврежден покупателем (разбит, сломан), и если отсутствует вина покупателя (вина бывает двух форм: умысел и неосторожность) то ПОКУПАТЕЛЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ. Отсутствие ВИНЫ покупателю еще предстоит доказать.

7-2.jpg 

ПРИМЕР: ВЫ СЛУЧАЙНО РАЗБИЛИ ВАЗУ В МАГАЗИНЕ.

Договор розничной купли-продажи не был заключен, соответственно риск случайной гибели вазы лежит на его собственнике (магазин).

В силу ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность – это деятельность, связанная с риском, поэтому магазин может получить не только прибыль, но и убытки. Кроме, того собственник сам должен предпринять все меры предосторожности для обеспечения сохранности своего имущества. Если такие дорогие товары установлены неудобна, что их можно случайно повредить, то это головная боль магазина.

Что следует понимать под случайной гибелью товара? К сожалению, ГК РФ не дает нам определения. Однако, согласно здравому смыслу, случайная гибель вещи - это та, которая произошла в результате такого случая, возникновение которого лицо было не в состоянии предугадать.

Таким образом, случайная гибель товара и гибель товара, происшедшая по вине покупателя, - это не одно и то же.

По общему правилу причиненный вред подлежит возмещению покупателем в любом случае и в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ). Однако для этого необходимо одновременное наличие следующих условий:

- противоправного поведения причинителя вреда;
- причинно-следственной связи между противоправным действием и причиненным вредом;
- вины.

Если Вы не считаете себя виновным и не намерены в добровольном порядке возмещать ущерб, то в любом случае вы должны:

- в корректной форме объяснить администрации магазина свои доводы;
- принять участие в составлении акта или протокола (если администрация магазина будет их составлять). Это необходимо сделать, потому что если вдруг администрация магазина решит обратиться в суд за возмещением ущерба, то вышеуказанные документы будут являться доказательствами. И если в них будут занесены сведения не в пользу покупателя (только позиция администрации магазина), то доказать свою невиновность в суде будет сложно. Поэтому лучше присутствовать при составлении акта и аргументировать свое позицию для дальнейшей защиты в суде.

Скорее всего, руководство магазина вряд ли пойдет в суд (особенно, если ущерб не был существенным). Как правило, наиболее вероятная "цена" риска случайной гибели товара уже заложена в стоимость товара. Поэтому решение вопроса "на месте" зависит исключительно от воли сторон.

Кроме того, помните, что применение продавцом агрессивных методов воздействия, угрозы, грубости, оскорбления и т.д. могут быть расценены как:

- превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ);
- оскорбление (ст. 130 УК РФ);
- вымогательство (ст. 163 УК РФ) и т.д.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку