Задать вопрос
Буду рад ответить на ваши вопросы
09.02.2017

Корректировка таможенной стоимости и ее обжалование.

15817692257611a3eb54c65.44089284.jpg 

Любая корректировка таможенной стоимости начинается с дополнительной проверки, проводимой в соответствии со ст. 69 ТК ТС. Дополнительная проверка заключается в изучении документов, запрошенных по перечню (в полном объеме или частично). Кроме того, инспектор направляет собственные запросы третьим лица, участвующим в сделке, банкам, госорганам иностранных государств.

Сразу оговорюсь, что качество и состав документов, предоставленных декларантом, сильно влияет на шансы оспорить решение о корректировке таможенной стоимости.

В борьбе за стоимость товара при таможенной корректировке можно выделить 3 этапа:
1. Подготовка ответа на запрос в рамках дополнительной проверки стоимости;
2. Подготовка заявления в суд на возврат КТС после принятия таможенным органом решения о КТС;
3. непосредственно судебное разбирательство.

Я и моя команда можем помочь Вам на каждом из этих этапов.

Признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости:

- установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом таможенным представителем;
- выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
- наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать, согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
- наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

На этапе дополнительной проверки стоимости мы поможем и подскажем Вам:
- Какие документы по запросу нужно предоставить, а по каким документам ответить мотивированным отказом.
- Какие дополнительные, не запрошенные инспектором, документы следует ему передать для укрепления дальнейшей позиции в суде.
- Как попытаться провести выпуск без фактического внесения рассчитанного инспектором обеспечения.

full_0uiE1GRI.jpg

Если корректировка все же проведена, то переходим к этапу обжалования. Законом предусмотрен как административный, так и судебный порядок обжалования.

При несогласии декларанта с решением таможенного органа РФ в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в порядке, определяемом главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В соответствии с действующим законодательством любое лицо вправе обжаловать решение таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Законом предусмотрен как административный, так и судебный порядок обжалования.

Административный порядок включает в себя обжалование решений или действий таможенных органов непосредственно вышестоящему должностному лицу или таможенному органу.

Между тем статистика свидетельствует об избрании участниками внешнеэкономической деятельности судебного порядка разрешения сложившейся ситуации в виду отсутствия ведомственной подчиненности и заинтересованности в рассмотрении подобных споров.

Из общего числа исков, предъявленных к таможенным органам и находящихся на рассмотрении в судах, самыми многочисленными являются заявления об обжаловании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости. Сохраняется ежегодная тенденция увеличения обращений в арбитражные суды с заявлениями подобного рода.

Заявление о признании решения таможенного органа по корректировке таможенной стоимости незаконным должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч.1, п.1,2,10 ч.2, ч.3 ст.125 АПК РФ.

В заявлении должны быть указаны: наименование органа, который принял оспариваемое решение; название, номер, дата принятия оспариваемого решения; права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением; законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение; требование заявителя о признании решений незаконным.

Законодатель также ограничил срок, в течение которого может быть обжаловано решение таможенного органа, – в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (пункт 4 статьи 198 АПК РФ).

Если при подаче заявления соблюдены все требования действующего законодательства, судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству. Определение, с указанием места и времени судебного заседания, высылается по адресу, указанному в заявлении.

tamozhennaya-proverka.jpg

На практике часто возникает вопрос:

КАКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРИЛОЖИТЬ К ЗАЯВЛЕНИЮ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ОБОСНОВАННОСТИ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ И ПРИЗНАНИЯ РЕШЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ НЕЗАКОННЫМ?

Так, пунктом 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, – таможенным органом (пункт 3 статьи 64 ТК ТС).

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).

При этом согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть, в максимально возможной степени, – стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

В соответствии со статьей 4 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию ТС, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию ТС и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из условий, указанных в настоящей статье.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ В СУД С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ РЕШЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ЦЕНУ СДЕЛКИ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Таким образом, при заключении сделки международной купли-продажи стороны должны четко предусмотреть все основные составляющие сделки, необходимые для идентификации товаров. В представляемых в Арбитражные суды коммерческих документах должны быть указаны: наименование товара, количественные характеристики поставляемого товара, цена за товар, условия оплаты, условия поставки товара.

При таможенном оформлении товаров, пересекающих таможенную границу Российской Федерации на основании сделки купли-продажи, необходимо представление внешнеторгового контракта, заключенного с соблюдением нормативных требований закона, включая нормы международного права.

Анализ судебной практики показывает, что наряду с контрактом, инвойсом и упаковочным листом для подтверждения заявленной стоимости Арбитражные суды требуют доказательства оплаты услуг перевозки, кроме того, при определении стоимости сделки судами исследуются условия и обстоятельства сделки, характеристики перемещаемых товаров, ценовая конъюнктура и многие другие факторы, а также документы и сведения, представленные декларантами и собранные таможенными органами.

При этом на таможенном органе лежит обязанность по предоставлению в Арбитражный суд доказательств недействительности документов и недостоверности заявленных при таможенном декларировании сведений, что зачастую в силу ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ приводит к проигрышу таможенных органов в суде.

СИДК_Новороссийская_таможня_(4).jpg

ЕЩЕ ОДНИМ ОСТРЫМ ВОПРОСОМ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ПОДОБНЫХ СПОРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОЦЕНКА СУДОМ ЗАКОННОСТИ ПЕРЕХОДА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ, ПРИ ОТКАЗЕ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРВОГО МЕТОДА НЕПОСРЕДСТВЕННО К ШЕСТОМУ - ПРИ НАЛИЧИИ В МАТЕРИАЛАХ ДЕЛА СОГЛАСИЯ УЧАСТНИКА ВЭД НА ТАКУЮ ПРОЦЕДУРУ.

Сформировавшаяся в настоящее время правоприменительная практика свидетельствует о том, что согласие участника ВЭД с произведенной таможенным органом корректировкой таможенной стоимости ввезенного товара не свидетельствует о правомерности действий органа государственной власти и не лишает его права оспаривать правомерность ее проведения [1].

Нередко в судебной практике возникают случаи предоставления таможенным органом в Арбитражный суд ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов и полученной с использованием системы управления рисками (СУР). Однако судами всех инстанций указанная ценовая информация в качестве доказательства не принимается, поскольку эти данные не являются нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок определения таможенной стоимости.

Арбитражные суды исходят из того, что информация, содержащаяся в базах данных ДТ, носит учетно-статистический характер и не обладает необходимыми признаками, установленными законом, позволяющими использовать ее в качестве основы для определения таможенной стоимости по методам, по цене сделки с идентичными или однородными товарами.

Обобщенный анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев обращения в Арбитражные суды с заявлением о признании решения таможенного органа незаконным подобного рода заявления удовлетворяются судом и лишь небольшая их часть остаются без удовлетворения ввиду непредоставления заявителем необходимых и достаточных документов для определения таможенной стоимости. В большинстве случаев декларанты обращаются в суд с обжалованием решения таможни о корректировке таможенной стоимости и при условии соблюдения требований к порядку декларирования и предоставления достаточных доказательств, подтверждающих цену сделки, имеют все шансы на успех.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку